Астрономия в Древнем Египте

Астрономия Древнего Египта — довольно-таки интересная, но, к сожалению, малоосвещённая в русском языке тема. В этом кратком обзоре мы попытаемся собрать основные данные об астрономических представлениях древних египтян. Ну, а кому интересна данная тема, — в конце имеется список литературы для дальнейшего её изучения.

Как таковой, астрономической науки в Египте не было. Как не было, впрочем, и науки вообще. Но небо и звёзды интересовали египтян и были частью их повседневной жизнью. Поэтому многочисленные источники дают нам возможность составить представление об астрономических знаниях Древнего Египта, об астрономии как протонауке.

Источники

Тексты пирамид

Внутренняя камера пирамиды Униса. На стенах начертаны Тексты пирамид.

Определённые астрономические представления египтян сложились ещё до образования централизованного египетского государства. Первым же письменным источником, из которого можно извлечь астрономические представления египтян, являются «Тексты пирамид». «Тексты пирамид» — это комплекс магических заупокойных заклинаний и речений, начертанный на внутренних стенах пирамид фараонов 5 и 6 династии (Унис, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара) заката периода Старого царства. «Тексты пирамид» — это один из древнейших письменных памятников человечества и на сегодняшний день самый древний известный науке сводный корпус заупокойных текстов.

В Текстах пирамид можно встретить упоминания различных светил. Кроме того, сами пирамиды, а особенно, Великие пирамиды Гизы представляют собой интерес с точки зрения астрономии. Судя по всему, они возводились не наобум, а в жёсткой привязке к звёздному небу того времени.

Несомненно, в эпоху строительства пирамид знания египтян о звёздном небе были довольно-таки развиты. Но, к сожалению, этим пока ограничиваются дошедшие до нас источники, датируемые этим периодом. Следующими по времени памятниками, на которых содержатся астрономические знания, являются деревянные гробы (не путать с саркофагами) знати из Асьюта, датируемые I Переходным периодом. На внутренней стороне крышек этих гробов имеются звёздные календари.

Древнеегипетская астрономия: Гроб Иди из Асьюта

Гроб Иди из Асьюта. Изображены созвездия и таблица деканов.

От эпохи Среднего и, особенно, Нового царства, до нас дошло гораздо больше источников, содержащих те или иные астрономические знания египтян. Это, например, карты ночного звёздного неба на потолках гробниц царей Нового царства, например, в гробницах Сети I и Рамсеса VI. В храме Джесер-Джесеру, созданном при царице Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, также имеются астрономические изображения. В гробнице же придворного царицы Хатшепсут, Сенмута, имеется прекрасная детальная карта звёздного неба.

Карта звёздного неба из гробницы Сенмута

Карта звёздного неба из гробницы Сенмута (часть).

И от эпохи заката классической египетской цивилизации до нас дошло несколько примечательных памятников. Здесь уже чувствуется некий синкретизм, смешение древнеегипетской астрономической мысли с воззрениями греков и вавилонян. Это изображения в храмах Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.

Астрономические тексты Древнего Египта включают в себя, как правило, названия деканов (это такие созвездия), названия богов, которые олицетворяли эти деканы, названия планет и их божеств, названия созвездий и их символическое изображение. Кроме того, в распоряжении учёных имеются всевозможные календари (с делением года на сезоны, с указанием месяцев, праздничных дней, а также с указанием счастливых и несчастливых дней); списки часов дня и ночи, и, — соответственно, — имена божеств, персонифицирующих тот или иной час.

Далее мы разберём и систематизируем то, что сообщалось в этих древнеегипетских памятниках. Но прежде, чем приступить непосредственно к звёздам, давайте рассмотрим календарь. Ведь для египтян календарь был тесно связан с небом и небесными светилами.

Календарь

Весь год делился египтянами с давних пор на три (а не четыре, как у нас) сезона:
— ахет (половодье).
— перет («выхождение» земли из-под воды).
— шему (отсутствие, низкая вода).

День египтян начинался с утра. (У нас же день начинается в середине ночи, а в странах Месопотамии древности — вечером). При этом были дневные и ночные часы, они велись отдельно. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца. Дни месяца имели порядковые номера от одного до тридцати. Некоторые дни имели особые пометки, связанные с фазами луны. Например, 2-й день назывался «днём нового месяца», так как в этот день фиксировалось появление молодой Луны, 7-й день — «днём первой четверти», 15-й — «днём половины месяца» и пр.

Сириус

Сопдет и Саху

Сопдет (богиня-женщина) в сопровождении созвездия Саху (мужчина).

Помимо лунных наблюдений, для построения своего календаря, египтяне активно наблюдали за звёздами. И, прежде всего, за такой звездой как Сириус, или, как называли её египтяне, — Сопдет. Восход Сириуса для древних египтян был началом нового года. Наблюдения же за Сириусом велись с древнейших времён, так, уже в «Текстах пирамид» сообщается о наблюдениях за этой звездой. Восход Сириуса также совпадал с важнейшим для египтян явлением на Земле. Именно в это время — во время гелиакического восхода Сириуса — происходил разлив Нила и наступал Новый год, или, как его называли египтяне — открыватель года — Упет-ренпет.

Сопдет

«Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов». Сопдет из гробницы Сети I (KV 17).

(И тут, не ходя далеко, следует сделать одну важную ремарку. Дело в том, что 3000 — 4000 лет назад восход Сириуса был примерно на месяц раньше, чем сегодня. Это и другие изменения, произошедшие с давних пор, следует учитывать, чтобы производить правильные расчёты. К сожалению, об этом важном моменте совершенно ничего не известно многим псевдоисследователям-конспирологам, любящим опровергать «официальную науку»).

Лунный, блуждающий календарь не всегда был удобен в повседневной жизни. Вернее, очень даже не удобен. Например, иногда по лунному календарю было не 12, а 13 месяцев.

С таким неточным календарём нельзя было точно обозначит отрезок времени, нельзя точно назначит определённую дату. Например, нельзя было назначить дату сбора податей или иное бюрократическое событие так, чтобы эта дата из года в год не сдвигалась. Поэтому в Древнем Египте был разработан также гражданский календарь.

Имхотеп

Имхотеп.

Как гласит древнеегипетская традиция, разработал и ввёл календарь, состоящий из 365 дней знаменитый писец Имхотеп. Жил он на заре эпохи строительства Великих пирамид, во времена правления царя 3 династии Джосера Нечерихета. И был он поистине выдающимся человеком. Он разработал не только календарь, но и добился выдающихся успехов в религии, магии, архитектуре и медицине. Именно он изобрёл пирамиду. Построенная им Ступенчатая пирамида ещё не имеет таких совершенных форм, как конструкции 4-й династии, но основное направление развития архитектурной мысли были заложены именно им.

Ввёл календарь Имхотеп в первый день первого года Периода Сотис, то есть в 2767 году до н.э. Длится такой цикл Сотис 1460 лет. На важность периода Сотис в египетских календарно-астрономических построениях, а также на то, что именно в это время Имхотеп установил календарь, впервые указал русский египтолог О.Д. Берлев.

Итак, разработанный Имхотепом календарь состоял из 365 дней: 360-ти обычных и пяти дополнительных (эпагоменальных) дней, посвящённых богам. В году было 12 месяцев, состоящих из 30 дней. Каждый месяц состоял из трёх недель. Этот год также делился на три сезона, о которых шла речь чуть выше — ахет, перет и шему. Этот, гражданский, как бы мы его назвали, календарь, имел одну особенность. Он не был чётко привязан к звёздам и Луне, из-за чего «двигался». «Подвижным» на поздних этапах его назвали древние греки. Календарь смещался относительно космического времени в среднем на 1 сутки за 4 года. Из-за своей подвижности календарь не мог использоваться в религиозной деятельности, и, по всей видимости, он использовался исключительно в бюрократических целях.

Название месяцев в различные периоды египетской истории:

Среднее царство Новое царство Коптский Современный календарь
1 Тот Джехути Thout июль — август
2 Менхет Панипет Paopi август — сентябрь
3 Хут-Херу Хут-Херу Hathor сентябрь — октябрь
4 Нехеб-Кау Ка-хер-Ка Koiak октябрь — ноябрь
5 Шеф-Бедет Та-Аабет Tobi ноябрь — декабрь
6 Рекех-Ур Мехеру Meshir декабрь — январь
7 Рекех-Неджес (Па-Эн) Имен-Хетеп Paremhat январь — февраль
8 Рененутет (Па-Эн) Ренен-Утет Paremoude февраль — март
9 Хонсу (Па-Эн) Хенсу Pashons март — апрель
10 Хенет-Хети-Перти (Па-Эн) Инт Paoni апрель — май
11 Ипет-Хемет Ипи-Ипи Epip май — июнь
12 Упет-Ренпет Месут-Ра Mesori июнь — июль

Ночное время

Из ряда источников нам известно, что некоторые религиозные праздники и обряды совершались храмовыми служащими ночью. Причём определённые службы должны совершаться в определённые часы. В связи с этим у египтян возникла необходимость правильно измерять время ночью. Для измерения времени по звёздам египтянами был разработан специальных прибор — мерхет. Наиболее ранний мерхет найден в гробнице Тутанхамона. Но нет практически никаких сомнений в том, что прибор был известен египтянами и ранее, просто его экземпляры не сохранились до нашего времени. На одном мерхете было написано: «Отмечаем начало праздника; все люди в свои часы стоят».

Диагональные календари

Итак, теперь мы добрались до деканов, о которых говорилось в начале статьи. Деканы — это особые звёзды или созвездия на небе, с помощью которых можно определять время. Деканы — греческое слово, применявшееся в античной и средневековой астрологической литературе для обозначения третей знаков зодиака. Египтяне обозначали их иероглифом «баран» или просто знаком звезды.

Наиболее ранние списки звёздных деканов сохранились на крышках гробов вельмож 9 — 12 династий (это I Переходный период и Среднее царство), происходящих из городка Асьюта. На внутренней поверхности крышки наносили таблицы для вычисления времени по этим деканам.

Схема диагонального календаря

Схема древнеегипетского диагонального календаря.

Таких таблиц со звёздами с крышек гробов известно более 10 шт. и все они схожи друг с другом, различаются лишь в деталях. Так что, тут можно говорить об определённой сложившейся и устоявшейся системе. Таблица состоит из 40 колонок и 13 строк. Таблица читается справа налево. Верхняя горизонтальная графа Τ — это шкала дат; колонки 1–36 представляют 36 декад схематического года, колонки 37–39 — список 36 деканов, колонка 40 — деканы эпагоменальный дней (обозначены латинскими буквами). Горизонтальные строки таблицы отражают подразделение ночи на 12 часов. Начиная с колонки 26, идет треугольник деканов (выделен на схеме штрихпунктирной линией), используемых для определения часов в дни эпагоменов. (Напомним, что эпагоменальными назывались 5 дней в году, не вошедшие в 12 месяцев, посвящённые богам).

Между 18-й и 19-й колонками в промежутке V помещены символы четырёх наиболее почитаемых небесных божеств — богини неба Нут, божеств-созвездий Мес (Большая Медведица, изображалась в виде передней ноги быка), Сах (Орион) и божества-звёзды Сопдет (Сириус). В полосе R между 6-м и 7-м часами помещён текст молитвы богу Солнца Ра, божествам, перечисленным в промежутке V, и другим небесным божествам о том, чтобы они обеспечили всем необходимым душу покойного из приносимых жертвоприношений.

Слева направо: Сопдет, Сах, Мес (бычья нога), Нут.

Принцип действия звёздных часов состоял в следующем. Как известно, год египетского гражданского календаря включал 36 декад плюс 5 дней эпагоменов. В соответствие с этой структурой было выделено 36 созвездий-деканов, гелиакические восходы которых наблюдались последовательно в каждую из декад года. Начало каждой декады отмечалось появлением на востоке незадолго перед восходом Солнца определённого деканального созвездия. Десять дней спустя наблюдался восход следующего декана, в то время как первый был уже достаточно высоко над горизонтом. Условно можно считать, что деканы разбивали путь движения Солнца на одинаковые промежутки величиной около 10°.

Деканы располагались в довольно узком «деканальном поясе», идущем параллельно эклиптике и несколько южнее. Поэтому в среднем за ночь должны были наблюдаться восходы 18 деканов, как наблюдаются восходы шести знаков Зодиака.

Однако, из-за того, что календарный год смещался относительно астрономического, очень скоро такие часы пришли в негодность. В эпоху Нового царства этими часами уже не пользовались. Среди астрономических изображений в незаконченной гробнице Сенмута и в гробнице Сети I сохранились изображения звёздных часов, во многом тождественные часам эпохи 12 династии. Однако они не использовались уже для измерения времени, а исполняли роль традиционного иконографического материала, который слепо копировался с образцов более раннего времени. Список деканов в гробнице Сенмута — это, по словам исследователя египетской астрономии, О. Нейгебауэра, «хорошо датируемый конечный пункт в истории диагональных часов».

Космологические тексты

В гробницах Сети I и Рамсеса VI, а также в более позднем папирусе Карлсберг I раскрывается суть движения деканов, а также взаимоотношения космических и астральных божеств.

На потолках гробниц Сети I Рамсеса IV изображена богиня неба Нут, чьё распростёртое над поверхностью земли тело с опущенными руками и ногами поддерживает бог воздуха Шу. На свободных участках и на самом изображении размещён текст, рассказывающий о движении Солнца и звёзд, в том числе о движении деканов.

Согласно этим текстам, бог Ра, он же — Солнце, после захода проводит 12 ночных часов в Дуате — подземном мире демонов. Помимо этого, каждый из деканов в течение 70 дней тоже находится в Дуате.

Книга священной коровы

Книга священной коровы. Гробница Сети I (KV 17).

Появление из преисподней (гелиакический восход декана) трактуется как «рождение» звезды. В течение 80 дней после восхода декан наблюдается ночью в восточной части неба. Затем в течение 120 дней он «работает» как указатель ночных часов в середине неба соответственно с 12-го по 1-й час ночи. В качестве указателя 1-го часа ночи декан наблюдается в меридиане вскоре после захода Солнца. Затем в течение 90 дней он виден на западе до дня своего гелиакического захода, когда, как утверждает текст, «звезда умирает». Круг движения деканальных созвездий разбит, таким образом, на четыре участка, составляющих в сумме 360 дней. За ночь можно наблюдать 29 деканов, из них 8 — на востоке, 12 — в середине неба, 9 — на западе.

Планеты

Самый ранний известный список планет датируется сравнительно поздним периодом. Это уже приводимая здесь таблица из гробницы визиря Сенмута. Список таблицы Сенмута включает символические изображения четырёх планет кроме Марса. Впервые Марс упомянут среди других астрономических надписей на потолке гробницы Сети I и Рамсеса II.

Потолок из гробницы Сенмута, возлюбленного придворного царицы Хатшепсут.

Потолок из гробницы Сенмута, возлюбленного придворного царицы Хатшепсут.

До греко-римской эпохи был принят следующий порядок перечисления планет:

  • Юпитер (Себа Реси Эн Пет),
  • Сатурн (Себа Иабти Джа Пет),
  • Марс (Хор Джесер),
  • Меркурий (Себег),
  • Венера (Себа Джа),

причём три верхние планеты в списках обычно отделены от нижних «треугольными деканами».

Древнеегипетские названия планет позволяют выявить некоторые особенности связанных с ними представлений. Три верхние планеты считались воплощениями Хора, о чём свидетельствуют названия: Юпитера — «Его имя Хор, который ограничивает Обе Земли», «Его имя Хор, который освещает Обе Земли», «Его имя Хор, который открывает таинства», Сатурна — «Его имя Хор — бык небес», Марса — «Хор горизонта», «Красный Хор».

Меркурий отождествляли с враждебным божеством Сетом, изображавшемся человеческой фигурой с характерной звериной головой. Смысл его названия Себегу (Себег) до сих пор остаётся невыясненным. Венера на ранних памятниках изображалась цаплей. Её название переводится как «Пересекатель», или «Звезда, которая пересекает». Позднее обозначения Венеры изменились, а названия стали отражать её роль утренней звезды.

Подразделение планет в списках на две группы служит указанием на то, что составителям текстов была известна разница в поведении верхних и нижних планет. Среди обозначений Марса встречается название «Он движется в обратном направлении», отмечающее интервал попятного движения. Другое название Марса — «Красный Хор», с несомненностью указывает на то, что в основе названий лежат наблюдения. Имя Венеры «Пересекатель» (поскольку она пересекает путь Солнца, то опережая, то отставая от него), а также её символические обозначения в виде божества с двумя головами или двумя лицами связаны с двумя её характерными положениями на небе — утренней и вечерней звезды.

В одном тексте из гробницы Рамсеса VI о Меркурии сказано как о «Сете в вечерних сумерках, боге в утренних сумерках». Таким образом, можно думать, что по крайней мере с середины II тыс. до н.э. утренняя и вечерняя звезда рассматривались египтянами как два разных положения одного светила, пересекающего путь Солнца, и это отождествление было сделано для обеих внутренних планет — Меркурия и Венеры.

Созвездия

Неизвестно, каким путём происходило выделение созвездий, но тексты позволяют подразделить их на северные и южные, считая границей эклиптику, а не небесный экватор. К первой группе относятся созвездия, символические изображения которых помещали в северной части потолков в гробницах, а в текстах обозначали как «Звёзды на севере неба», ко второй — деканы, группы звёзд в часах Рамессидов и ряд других.

В древнеегипетских текстах околополярные созвездия назывались «неразрушаемыми», так как они не заходили за горизонт.

Сегодня довольно-таки трудно сопостравить древнеегипетские созвездия с реальными звёздами на небе. Наиболее удачная попытка — с созвездием Большой Медведицы. Древние египтяне называли это созвездие Мес.

Созвездия из гробницы Сети I.

На диагональных календарях Мес изображалось в виде передней ноги быка, а на памятниках эпохи Нового царства и позднее — в виде быка с телом овальной формы и крошечными ножками или как идущий бык, обращенный задом к Бегемотихе. Созвездие Бегемотихи изображалось в виде стоящей самки гиппопотама с крокодилом за спиной (а иногда без него), чья передняя нога покоится на деревянной подставке или на вертикальном крокодиле. Известны мифологические тексты, где рассматриваются отношения между этими двумя божествами-созвездиями.

Созвездие Ан изображалось как сокологоловое божество иногда с диском над головой, повёрнутое под прямым углом к Бегемотихе и пронзающее копьём Мес.

Созвездие богини Серкет — женской фигурой иногда с диском над головой, стоящей позади и обращённой в ту же сторону, что и Мес, или под прямым углом и впереди него.

Созвездие Льва, именуемое «Божественный Лев», рисовали в виде льва, повернутого лицом к Мес и Бегемотихе, чья спина, голова и хвост иногда были усыпаны звёздами. Среди символов встречаются также изображения крокодилов с изогнутым и прямым хвостом, стоящего человекоподобного божества (созвездие Ман) с поднятыми руками или пронзающего копьём крокодила, а также птиц, скорпиона и т.д. Между созвездиями Бегемотихи и Ан иногда виден точечный объект неизвестной природы; вполне возможно, что это изображение северного полюса.

На круглом зодиаке из храма в Дендере эллинистического времени, кроме знаков зодиака, планет и северных созвездий, представлено также 12 созвездий, расположенных к югу от эклиптики.

Литература

  1. Куртик Г.Е. Астрономия Древнего Египта.
  2. Берлев О.Д. Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия.
  3. Parker R.A. Egyptian Astronomy, Astrology, And Calendrical Reckoning.
  4. Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. I-III.  1969.
  5. Symons S. Ancient Egyptian Astronomy. 1999.
  6. Clarett M. Ancient Egyptian Sciense. Vol. II. Calendars, Clocks, and Astronomy.
  7. Sarah Symons. A Star’s Year: The Annual Cycle in the Ancient Egyptian Sky.

Галерея астрономических изображений Древнего Египта

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.